Направления работы

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Ведущие направления деятельности социального педагога

Исследование социума учреждения образования означает: изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и в условиях общежития с целью их оптимизации. Обращение внимания руководства и педагогов учреждения образования на проблемы и потребности учащихся, педагогов и родителей при планировании и организации воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. Определение центров социально-культурных влияний на учащихся в микрорайоне учреждения образования с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.

Социальная защита и опека учащихся подразумевает: выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечи­тельстве; защите прав и интересов учащихся (обращая особое внимание на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); выявление и оказание помощи учащимся, подвергшимся агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых.

Социально-педагогическое консультирование заключается в: орга­низации и проведении индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; консультировании педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим проблемам.

Социально-педагогическая профилактика, направленная на: содей­ствие повышения уровня педагогической культуры педагогов и родителей; выявление и предупреждение фактов асоциального поведения учащихся, ор­ганизацию превентивно-профилактической работы; пропаганду здорового об­раза жизни; знакомство педколлектива с законодательными актами, норма­тивными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся, организацию их обсуждение

Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося заключается в: выявлении неблагополучных и неполных семей, семей с детьми, имеющими особенности психофизического развития, и других учащихся, нуждающихся в помощи и поддержке. Оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из данных семей; организации круглых столов, семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогическим проблемам; содействии включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

Организационно-методическая деятельность включает в себя: проведение организационно-методической работы (анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработка рекомендаций по ее совершенствованию); участие в методических, секциях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи. Накопление банка данных на основе изучения социально-педагогической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также полученных результа­тов педагогических: исследований.

 

Ведущие направления деятельности педагога-психолога

 

Психологическое просвещение заключается в: знакомстве участников единого педагогического процесса учреждения образования с основами общей, педагогической, социальной, инженерной психологии и психологии труда; популяризации и разъяснении результатов новейших отечественных и зарубежных психологических исследований; осуществлении работы по формированию психологической культуры личности. Помощи педагогам в овладении навыками психологической саморегуляции в профессиональной деятельности и общении; знакомстве руководителей учреждения образования с современными достижениями психологии управления.

Профориентация означает: осуществление профессионального про­гнозирования рекомендаций по профессиональному и личностному росту выпускников; проведение работы по профессиональному просвещению и консультированию поступающих в учреждение образования. Изучение и развитие профессиональных интересов и потребностей учащихся. Знакомство учащихся с профессионально значимыми качествами личности рабочих и специалистов по соответствующим профилям (специальностям). Проведение профессиональной ориентации учащихся с учетом потребностей регионального рынка труда. Разработка рекомендаций по профессиональной пригодности, профессиональной адаптации и профессиональному определению учащихся.

Психопрофилактика подразумевает: организацию педагогических консилиумов с использованием данных психологического анализа поведения и развития учащихся. Развитие коммуникативных навыков педагогов, осуществление мер по предупреждению и снятию психологической перегрузки учащихся; изучение межличностных отношений в учебных группах для улучшения психологического климата учреждения образования. Изучение мотивационно-потребностной сферы и социальной направленности учащихся с целью предупреждения делинквентного (противоправного) и аддиктивного (практикующего употребление психотропных веществ) поведения.

Психологическое консультирование заключается в: консультировании руководителей, преподавателей и родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания, психологии управления педагогическим коллективом; проведении индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по вопросам обучения, развития, самоопределения, личностного роста, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; проведении консультационной работы по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.

Психодиагностическая работа направлена на: проведение исследования по определению общего социально-психологического климата учреждения образования с целью выявления его воздействия на личность; определение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития; осуществление необходимой диагностической работы с подучетными категориями учащихся.

Психокоррекционная работа осуществляется посредством: организации и проведения социально-психологических тренингов среди учащихся и педагогов; разработки психокоррекционных программ, рекомендаций для педагогических работников, учащихся и родителей. Осуществлением постоянного взаимодействия с кураторами учебных групп, преподавателями и воспитателями общежития в процессе разработки психокоррекционных программ.

Организационно-методическая деятельность осуществляется по­средством: проведения психологических исследований и обработки полученных данных, формирования банка данных о достижениях научной и практической психологии; организации, проведения и участия в методических мероприятиях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.